понедельник, 3 марта 2008 г.

О рисунке вообще и о линейном рисунке, в частности...

Странная штука наша психика... Когда моя мама увидела, что я всерьёз увлёкся живописью, она решила этот процесс взять в свои руки. И как педагог, потащила меня к другому педагогу - лучшему в городе скульптору. Помню, что он был жутко похож на Эйнштейна. Как брат близнец, прямо таки... Он посмотрел на меня своими печальными... нет, не еврейскими, а украинскими глазами и тихо сказал: "Нужно каждый день делать по десять рисунков. Тогда из тебя будет художник." По дороге домой мама эту глобальную мысль пыталась вдолбить мне в голову ещё раз сто.

На следующий день я начал рисовать всё, что вижу: стул, стол, маленький псевдомраморный бюстик Ленина, шкатулку, сапоги... Последние удались лучше всего. Наверное, потому что они были высокие, импортные, коричневой кожи. Даже не на женской ноге они смотрелись очень эротично. А мне, шестнадцатилетнему, как сказал бы Фрейд, моё подсознание уже явно что-то диктовало... Тем не менее, сапоги оказались последним рисунком из серии "Надо!" Никакие силы не могли меня больше заставить рисовать. Но я очень хотел поступить после школы в художественный институт. А там сдают экзамен по рисунку! А я ничего не мог с собой поделать - рисуя что-то правильное и реалистичное, мозги мои тихо, но быстро отключались и я засыпал. Не сомневаюсь, что тоже самое произошло бы и в институте.

Через девять лет, случайно, пишучи стихи, я нарисовал девушку с телефонной трубкой и птичкой на плече... Ещё через одиннадцать лет я начал рисовать ежедневно. До этого были только акварели, гуаши да картины маслом. Причём всё начиналось без предварительного рисунка, сразу.
Рисунки пером, чёрными чернилами, ещё месяц-два как-то сопротивлялись. Иногда не хватало воображения, чаще практики. Рука ещё подрагивала, дыхание не вошло в нужный ритм "вдох-выдох-задержка", ещё не было понятно, что, куда, к чему, зачем... Что можно и нужно делать, а что только портит ранее достигнутое. Когда остановиться? Как найти единый язык рисунка? Как заставить пустоту не быть пустой?..

Amedeo Modigliani

Henry Matisse

Вспоминались и китайцы со своими принципами подхода к живописи, и Матисс, и Модильяни, и Пикассо, и Надя Рушева... Собственно, для меня это почти что все, кто сказал что-то ценное в искусстве самым лаконичным способом - линейным рисунком. Причём, Надя Рушева была первой, чей рисунок балерины мне попался в ежегоднике "Мир прекрасного" и заставил остолбенеть. Минимум средств, максимум жизни, чувства, энергии!..
Nadya Rusheva
Сказать, что мне жаль, что она умерла в 17 лет - это не сказать ничего. Гениальность этой девочки так велика, что люди просто не могут этого осознать до сих пор. О ней нужно говорить отдельно, она этого заслуживает... А здесь я просто пытаюсь напомнить о том, что человек, в принципе, должен слушать себя самого, голос собственной души, которая видя что-то подобное себе, загорается, живёт, творит и чувствует, что счастлива!..

Названные мной Матисс, Пикассо и Модильяни... Каждый - это величина. Каждый любил женщин и рисовал их всегда, везде и стараясь вложить всё, что только умел в своё творчество.
Pablo Picasso
На мой взгляд Матисс сумел передать эротику, красоту и обаяние своих моделей лучше всех. Хотя его линия иногда резковата, более других "неправильна", груба или "безалаберна". Модильяни стремится к формуле, к символу. Его живописные ню прекрасны. Его рисунки почти всегда суховаты. Исключение, пожалуй, составляют, только сидящие кариатиды.

Пикассо виртуоз и проказник, человек абсолютной художественной свободы и бесконечных возможностей! А его линия, его обнажённые!.. Я бы сказал, что Пикассо более сексуален, чем эротичен. Эротика это ведь что? Это - скорее намёк, изгиб, приоткрытая ножка... И не важно, нарисована ли натура абсолютно голой или только частично. Эротика - это флирт, лёгкая провокация, начало... Нет, я не хочу сказать, что у Пикассо нет тонких вещей, построенных на намёке, я говорю о тенденции, о преобладающем векторе... Но пока на этом прервёмся...

При перепечатке ссылка на блог обязательна.

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

это очень интересно, буду ждать продолжения с нетерпением. Мне очень нравится рисунок, очень люблю графические работы, в них наверное лучше всего передается суть, виден смысл, который автор пытался передать, ничего лишнего, только линия, но она живая. Мне очень нравятся твои рисунки, и в них на самом деле столько эротики, и еще наверное любви...)))
это Ольга, сейчас попробую оставить запись как аноним.

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Оля, что любви в них хватает, это точно. Как иначе можно творить, я не знаю. Я рад, что тебе интересно. Пишу это сразу набело, так что могут быть какие-то минусы в написании, но это не научная статья, а просто личные мысли, поэтому заранее извиняюсь, если что не так. Надеюсь, что Муза ещё посетит меня и дальше будет не хуже. А что сказать у нас имеется... :-)

Анонимный комментирует...

Да, очень интересно прочитать продолжение... Как вы считаете - насколько конкурентны в ряду перечисленных Вами художников Ваши рисунки?

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Если исходить из того, что каждый художник считает себя гением? (Что, кстати, неправда.)Тогда огромны... :-) А если из реалий мира и арт-бизнеса... Тогда всё будет зависеть не только от меня, но и от раскрутки. Конечно, если мы говорим об успехе. А если о вкладе в данное направление или разновидность искусства... То не хочу быть нескромным, пусть зрители, ценители, искусствоведы сами анализируют, насколько это лучше или хуже рисунков перечисленных известных мастеров...

Виктория комментирует...

Спасибо за упоминание Нади Рушевой, меня очень впечатлили её работы.
Хорошо пишете, пишите еще!)

Отправить комментарий