вторник, 4 марта 2008 г.

О рисунке вообще и о линейном рисунке, в частности... Продолжение.

Итак Пикассо. Какой-то крупный опрос и анализ показал, что лушим художником ХХ века является Пикассо. А не Дали. А не Малевич. А не Матисс. Не Кандинский, Шагал, Брак, Вазарелли, Уорхол и так далее... Вопрос: почему?
Pablo PicassoМожет, потому что Пикассо более всех других соответствует своему веку? Он - его художественный портрет. Или портрет Художника ХХ века. Точно так же, как век вместил в себя массу открытий, революций, перемен взглядов, течений, подходов, так же и Пикассо - это стили, поиски, направления, опыты - смелое и бесконечно интересное путешествие дорогой модернизма. Модернизм - это не шизофрения капиталлистического общества, не пресыщение и не извращение нравов, как это нам пытались доказать "красные" идеологи. Модернизм - это логическое развитие искусства вообще. Которое, кстати, не стагнирует, не загнивает, не превращается в "продажную девку" кого угодно, а просто ищет. Ищет новые пути, новые гармонии, свежие и не банальные решения красоты. И если Пикассо крутит, ломает, режет и соединяет снова своих моделей подобно сумасшедшему хирургу, то это не от желания удивить, это от интереса... Скажете, что маньяк испытывает нечто подобное, четвертуя свою жертву? Чепуха. Маньяк ломает. Пикассо строит. Его влюблённость в жизнь, творчество, женщину такова, что заставляет найти невероятный способ показать в двухмерном пространстве плоскости трёхмерный объём фигуры - и сзади, и спереди, и сбоку... Да, это немножко хулиганство, но это прежде всего любовь. Впрочем, даже не хулиганство, а смелость, отвага, драйв... Плевать ему на многоголосицу критики. И правильно. Настоящий творец слышит голос Неба и диктует его миру. В этом смысле Пикассо - диктатор. Или по другому - Гайдар, идущий впереди -главная персона авангарда. Он определяет предпочтения века. Он подминает моду под себя. Он - зависть десятков и сотен тысяч мелких художников, которые на все голоса поливают его своими ехидными шуточками и которые обвиняют его в обворовывании идей других... Бред! Самый яркий пример тому парочка Пикассо - Брак. Да, когда идея одна и дорога узка, трудно не быть похожим на таких же, работающих в рамках одного направления. Особенно, когда это не просторный сюрреализм, а достаточно зажатый формулами построения кубизм. И даже тогда видно, что разница есть... Вообще, мне лично трудно понять, как люди не понимают, не чувствуют настроение абстракции? Дело ведь не в том, о чём это, что нарисовано, "что автор этим хотел сказать"... Да ничего! Он творит... Автор вас в гробу видал с вашими "Объясните мне, почему..." Учись, темнота, думай! Старайся подключать к процессу познания душу и не задавай дурных вопросов. Он не стоит у своих картин и не рассказывает каждому встречному-поперечному, ЧТО здесь надо видеть.. Художник на земле вообще не для того, чтобы тебя развлекать. Конечно, если он художник, а не ремесленник-коробейник...Pablo Picasso
Рисунок Пикассо быстрый. Рука большая? Ну и бог с ней, зато глаза будут поменьше, а носик прямее, а прядка ляжет так, что вы почувствуете под ней пот, жар лица и жажду тела... А этот сатир так прижимает нимфу, что для того, чтобы добиться подобного чувственного эффекта Делакруа или Курбе, или Энгру понадобятся месяцы и годы кропотливого труда... Пикассо - Энергия. С большой буквы. Ракета-носитель, которая выталкивает тебя в то пространство, откуда уже непонятно, зачем были у одного художника эти бесконечные складочки платья, а у другого эти немеренные площади ржи, у третьего тысячи ничего не говорящих душе, но извивающихся и рубящих всё и вся воинов... ЗА - ЧЕМ?.. Ведь что есть искусство? Это - достать твою душу. Что скажут душе твоей тысячи мёртвых тел какой-нибудь эпохальной битвы при Грюнвальде? То, что мир жесток? Это понятно и так... Не знаю.Pablo Picasso Когда я смотрю на пикассовского мальчика с собакой (одна рука с каким-то куском у рта, другая на голове чёрной дворняги), я чувствую всю тяжесть и трагизм человеческого бытия, впрочем, точно так же, как и красоту духа. Когда я вижу огромные, реалистично прописанные полотна сражений, торжеств, коронаций, крестных ходов - мне становится грустно и мерзко на душе. Да-да, та самая смерть одного - это горе, смерть миллионов - статистика. Несчастия одних и вечная обжираловка других... И здесь становится легко понимать китайца, рисующего пару рыбок в тихом потоке. Иногда они говорят тебе больше, чем все библии мира...

При перепечатке статьи ссылка обязательна.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

привет, Саша, вот снова пришла, прочла. Ты так интересно пишешь про Пикассо, что появилось желание посмотреть твоими глазами. Я раньше никогда не рассматривала его картины в таком ракурсе. Побегу сейчас поищу. Вот только не понимаю, с кем ты так споришь? Или это такой литературный прием? Но пишешь очень интересно. И по поводу стиля - тоже все в порядке, очень гладко и понятно. Жду продолжения экскурсии в мир прекрасного.)))

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Привет, Оля! Я не спорю, я протестую против глупости и подлости человеческой... В остальном же я существо мирное, доброе и доверчивое... :-)

Анонимный комментирует...

про мирное доброе и доверчивое - это ты здорово придумал...))))особенно доверчивое...ну-ну)))

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Я ничего не придумал... Так оно и есть... :-)

Отправить комментарий