среда, 5 марта 2008 г.

О рисунке вообще и о линейном рисунке, в частности... Продолжение 2.

Рисовать можно чем угодно. Например, один мой знакомый работает, в смысле творит, тряпкой... Вы думаете, что он уборщик или психбольной? Нет. Он зубной техник. Но если для экспрессии тряпка подходящий инструмент, то почему бы и нет? Валяться на холсте, будучи измазанным краской, тоже не особенно популярно, но тем не менее, это не только возможно, но даже получило своё название и нишу в разновидности искусств - боди-арт.Alexandr Chulkov

И всё же, если наши амбиции не так глобальны, а наши характеры не так испорчены и бескомплексны, то лучше ограничиться подходящей бумагой, карандашами, перьями, ручками, фломастерами и так далее. Выбрать то, что соответствует твоему сегодняшнему настроению и начать.
Лично я чаще всего уже что-то рисую, уже куда-то и как-то веду линию, но ещё абсолютно не представляю, что из этого выйдет. Для меня самое главное - это творить. Чертовски интересно самому, что будет получаться. Первые линии часто бывают просто абстрактны. Но я пытаюсь присмотреться к ним и следовать за своей фантазией.
Я не знаю, может, кому-то интересно, чтобы начали рождаться деревья, дома, великие стройки будущего... А я, как тот Вовочка из анекдота... Мне нравится рисовать человеческое тело. В самом начале моих детских и юношеских попыток это были рыцари, гладиаторы и прочие сильные, мускулистые атлеты и герои. Мне никак не давалась женская натура. И я как-то обречённо подумывал тогда, что вероятно, тайна красоты женского тела мне так и не откроется никогда, и нужно с этим смириться.Alexandr Chulkov
А потом, в очередной раз, жизнь мне показала, что наши "никогда" - это наши собственные барьеры и страхи, обыкновенное неверие в себя, в то, что чудо доступно каждому из нас. А ведь нужно всего лишь попытаться быть искренним и смелым...
Может, самое главное в понимании себя и в освобождении своей внутренней творческой личности в том, чтобы расслабиться и дать душе дышать свободно. СВОБОДНО И ЛЕГКО. Что я имею в виду? То, что линейный рисунок, как никакой другой, может из вас сделать гения. Да-да, я не преувеличиваю. Можно учиться рисовать гипсовые головы или сидящих на лавочке старушек, и в этом тоже будет своя польза, но когда перед вами нет ничего, кроме листа бумаги и карандаша, когда ваша душа напрямую начинает конвертироваться в изображение... Когда нет штрихов, этих нервных подёргиваний естества, а есть линия,тогда постепенно в ней, в её колебаниях начинает проявляться ваш собственный алгоритм и амплитуда. И тогда ваш собственный стиль проявляется и очищается от всего второстепенного и наносного с невероятной скоростью. Alexandr Chulkov
У меня в жизни было всего несколько учеников, уже взрослых людей, которым я показывал свой метод рисунка. Месяц-два тренировок меняли их творчество к лучшему невероятно. Убеждён, что при классическом подходе к рисунку такого прогресса просто быть не могло. Слишком долгая, кропотливая техническая работа убивает непосредственное чувство творца. Наскальные росписи пещерных людей впечатляют нас и сегодня только потому, что были непосредственны. Делались на волне душевного подъёма и благоговения перед процессом созидания. И это очень хорошо чувствуется современным зрителем.
Итак, возвращаясь к технической стороне линейного рисунка, хочу сказать, что кроме внутреннего настроя художника, нужны ещё и подходящие условия и материалы. Как я уже говорил, выбор последних определяется индивидуально. Я лично применял самую разную бумагу, карандаши, перья и так далее. Остановился на том, что слегка желтоватый тон бумаги для меня - самое приемлемое. Её поверхность, зернистость или гладкость тоже бывают различной. Если в ваших руках кисть с тушью, то грубоватая бумага - это хорошо, это именно то, что придаст готовому произведению свой чувственно-антикварный шарм. Если вы собираетесь рисовать стальным пером, то конечно, поверхность должна быть гладкой, такой, как бывает у высококачественного ватмана, но отнюдь не у мелованной бумаги. Нужно помнить, что в линейном рисунке, как в сапёрном деле, художник ошибается только раз. Запороть рисунок легко. Если такое случилось, его нужно разорвать пополам или смять в шарик и бросить в мусорную корзину. И не жалеть! Ничего не поделаешь...Alexandr Chulkov А для того, чтобы таких неудач было поменьше, нужно расслабиться, но в то же время, предельно сконцентрироваться на процессе рисования. Важно всё: чистые руки, удобный стул, стол, хорошая, подходящая бумага, освещение, тишина или тихая музыка и так далее... В принципе, процесс создания линейного рисунка - это китайская гимнастика. Здесь нужно всё делать красиво и правильно: двигаться, дышать, думать... И не забудьте, что всегда важно вовремя остановиться. Не переборщить! Но и недоделывать тоже нельзя. Чувствуйте гармонию. Пытайтесь минимальными средствами передать те важные детали, без которых просто не обойтись. Всё остальное - лишнее...

15 комментариев:

Анонимный комментирует...

Аффтар, пиши исчо!

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Нет проблем... :-)

Анонимный комментирует...

Саша! Мне очень понравилась твоя статья о рисунке. Я заинтересовалась рисунками Нади Рушевой и теперь, благодаря тебе, нашла много информации и с интересом прочитала.
Таня Селиверстова.

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Привет, Таня! Мне приятно, что я становлюсь просветителем масс... :-) Но Надя Рушева и в самом деле того заслуживает... Приходи ещё. Надеюсь, что тебе будет интересно всегда...

Анонимный комментирует...

Очень чувственные рисунки, вопреки названию "линейные" :-).СВОБОДНО и ЛЕГКО - замечательно сказано. Интересные статьи. Продолжение будет?
М.

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Сейчас иду лягу в кроватку свою и подумаю перед сном: будет? не будет?.. :-)
Может и снизойдёт на меня чувственная
идея... :-)
Спасибо за все добрые слова, М.

Анонимный комментирует...

очень хорошо пишешь, даже знаешь, хотя и знаю, что руки корявые и пишу как курица лапой, а про рисование вообще молчу, а вот хочется взять и попробовать.))))...нет, не буду бумагу переводить, лучше чего-нибудь вкусненького приготовлю.)))

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Правильно, не переводи бумагу, пиши сразу на компе... :-)

Анонимный комментирует...

Здравствуйте, Саша! Мне очень понравились Ваши рисунки - лаконичны в исполнении, но выразительны и чувственны!
И статья просто замечательно написана, хотелось, чтобы Вы еще поделились своими размышлениями на эту тему.
Удачи Вам в Вашем творчестве!
Инна

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Здравствуйте, Инна!
Спасибо за добрые слова и пожелания... Поскольку это мой блог, где меня пока никто не ущемляет в правах и не предаёт цензуре, то я, конечно же, буду ещё что-то писать. На разные темы. Сегодня, к примеру, уже второй день пишу о сексе. Почему? Во-первых, давно хотелось сказать что-то своё. Или по-своему. Во-вторых, потому что это другое, но касается каждого. В-третьих, потому что с искусством это связано напрямую. И с той же чувственностью, и просто с нашим восприятием мира... Короче, надеюсь, что у меня хватит сил, чтобы довести начатое до ума. А если получится, то и дальше буду стараться, чтобы это было интересно...

Анонимный комментирует...

Привет Саша! Все, что Вы пишите - очень интересно:) А тема секса... Вы правы, волнует всех, просто не каждый об этом говорит))) Думаю, что у вас получится. Судя по рисункам, где больше эротики, чувств и даже скромности, жду Ваши размышления с интересом:) Удачи! Инна

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Привет, Инна! Ну, я не совсем уверен, что всё, что пишу, так уж интересно, но искренне стараюсь, чтобы это было так... :-)
Уже четыре дня пишу то, что интересно всем и о чём не каждый говорит... Чем дальше пишу, тем больше просится на бумагу. В смысле, на экран компьютера. И с ужасом наблюдаю, как некоторые короткие мысли медленно, но уверенно перерастают во что-то большее... Ладно, дам волю этому быть. Когда услышу в голове сигнал "Стоп!", тогда остановлюсь и опубликую. Может, это не будет так страшно. По форме и содержанию... :-)

Виктория комментирует...

Эх, красиво это все. Но вот боюсь линий, рисую и думаю все время о том, чтобы было "похоже", на то что рисую, на то, то должно получиться... боязно и рука напряженная.

Александр Чулков (Alexandr Chulkov) комментирует...

Расслабьтесь и не бойтесь... :-) Включите приятную музыку, пошлите всех подальше и делайте это для себя...

Виктория комментирует...

Рисую)) Чем больше, тем легче выходит. Александр, а как часто вы рисуете? Каждый день?

Отправить комментарий